Умер Бахчанян. Мои надежды однажды пожать ему руку где-нибудь в толпливом Нью-Йоркском кафе, сказать спасибо за все не сбылись. Он не был многим для меня, преувеличивать не стану, но значил он, гораздо больше, чем был.  Его искусство тихо пропитало многие коржи нашей современной культуры. Первое  знакомство —  в апреле 2007 года, в Третьяковке на Крымском валу — создалю мою нежною привязанность к опусам художника. В рамках то ли биеннале, то ли постоянной экспозиции в общем ряду прочих гениев соц-арта (да, Косолапова, Сокова, Чуйкова, Булатова — всех тех, кого надо проклинать за существование группы ПГ, Синих Носов и пр современное политическое мракобесие) выставлялясь его Лолита и Автопортрет в гримме Отелло, и может быть что-то еще что мне не довелось заметить. Он получил тогда целую страницу в моем скечбуке.

Лолита. 1975. коллаж, бумага, ч/б фото.

Автопортрет в гримме Отелло.1984.ч/б фото (данная копия взята из книги "Мух Уйма")

Короче, когда я все это увидела, мне стало очень хорошо понятно одно: вот так надо делать искусство.  И я до сих пор не могу понять, как их там понимали и понимают? В предисловии к Мух Уйма Александр Генис писал про Америку так: «От нас она ждет примерно того, что она о нас знает, — плюс-минус 15 процентов.»

Помимо прочего, Бахчанян был автором замечательных афоризмов… Сегодня  в рунете многние его вспоминают,как автора, сказавшего «Мы рождены: чтоб Кафку сделать былью!» И вы, наверное, уж как-нибудь точно натыкались на его лозунги:

Вся власть — сонетам!
Мертворожденный ползать не может!
Дурная слава КПСС!
Как повяжешь галстук, береги его,
он ведь с красной рыбою цвета одного!
Бейлис умер, но дело его живет!
Всеми правдами и неправдами жить не по лжи!
Бумажник — оружие пролетариата!
От великого до смешного один шаг вперед, два шага назад!
Пусть крепнет дружба между нар… (не окончено)
Агония, пли!
Дышите на ладан как можно глубже!
Лучше умереть стоя, чем жить с кем-нибудь на коленях!
Почетный ка-ра-у-у-у-ул!
Бей баклуши — спасай Россию!
И на нашей улице будут будни!
С волками жить — по-волчьи вы-ы-ы-ы-ы-ть!
Друг товарищу брат!
Это безумный, безумный, безумный мир победит войну!
Язык мой — враг мой руки перед едой!
Искусство принадлежит народу и требует жертв!
Но Мопассан!
Я волком бы выгрыз только за то, что им разговаривал Ленин!
Храните тайну в сберегательной кассе!
Монархия — мать порядка!
Мы рождены: чтоб Кафку сделать былью!

И уж точно слышали о его произведении, по-имени Лимонов. Будучи другом тогда еще просто писателя Эдуарда Савенко, Бахчанян придумал ему псевдоним Лимонов. Эдуард Лимонов — так мы его теперь и знаем.

Вагрич Бахчанян стал автором нескольких книг, две из них — Мух Уйма: Художства, Вишневый Ад были привезены в Россию. Мух Уйма в свою очередь, милостливо выложена на samizdat.zaraz.org. Всем советую.

И в заключение, позволю себе несколько …

Коллаж для обложки книги С.Юрьенена «Нарушитель границы»

Ленин, 1975

СОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

…………………

«Спутник» летит.
Время бежит.
Суд идет.
Стража стоит.
Буковский сидит.
Ленин лежит.

Москва, 1973

Stalin Test, 2005

Stalin Test, 2005 mixed media on paper 13 1/4 x 21 1/4 in. (33.7 x 54 cm.)

Загадки

без названия

без названия

collage, 1991

Апдейт:
Хотчется еще упомянуть, что Бахчаняна стоит так же помнить, как одного из участников выставки Запретное Искусство, которая о-го-го как нашумела в 80-е. Только тогда риск состоял в использовании изображений Ленина — теперь же, в изображении Христа.

Голос Америки и IZO сообщают, что художник совершил самоубйство, поскольку долгое время страдал от невролгического заболевания, которое привело его к тому, что он слышал громкие непрекращающиеся крики. (IZO)

Реклама